В давние века государство Российское, как известно, прирастало при освоении новых земель. В этом участвовали казаки, посланные царем, беглый люд и те, кто добровольно искал лучшей жизни на новых землях. Сначала строили маленькие поселения, остроги, которые потом превращались в оседлые места с большим количеством жителей. По крайней мере, так произошло со старинным селом Рыбным в нашем районе, основанным без малого 400 лет назад.
Всякое было в истории села – и полный расцвет, когда оно было перевалочной базой для старателей, моющих золото на приисках южно-енисейской тайги и пользовалось популярностью (говоря современно) у купцов, которые строили торговые лавки, заезжие дома, и упадок, как в нынешнее время, когда здесь проживают 359 человек.
Из исторических сведений, собранных в государственном архиве Светланой Даниловой, директором Мотыгинского краеведческого музея в 2005 году:
«Основателем села Рыбного можно считать енисейского сына боярского (мелкого дворянина) Петра Бекетова - известного землепроходца, служившего в Сибири с 1626 по 1650 годы. В 1651 году он подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой описал всю свою службу, в том числе упомянул о том, что строил по Тунгуске, Рыбной и другим рекам острожки и зимовья и приводил в подданство царю местное население, собирал ясак и «кровь свою проливал, терпел голод и холод и ел траву и коренья».
История освоения русскими Мотыгинского района начинается с 1628 года, когда енисейский воевода Василий Аргамаков действительно посылал служилых людей для сбора ясака «в дальние новые землицы и по Тунгуске вверх на рыбную ловлю...» С этого момента ведёт свое начало история, культура, религия новых переселенцев – основателей нашего района. В год построения острога была поставлена часовенка.
Острог возглавлял приказчик – казачий сотник Иван Калистратов сын Брюхов. При остроге числилось несколько деревень, где жили казаки, посадские люди, пашенные крестьяне. Служилых людей было четверо: казачий десятник Александр Иванов сын Митрофанов и трое рядовых казаков; у них были семьи.
В последующие годы численность жителей острога пополнилась за счёт пашенных крестьян - переселенцев, посаженных енисейским воеводой на новое место поселения - Рыбинскую землицу для обеспечения рыбинских казаков хлебом. А в этом случае невозможно представить себе быт русского крестьянина без молитвы в церкви и без посещения церковной службы.
Первое упоминание о Рыбинской церкви относится к 1683 году. В списке церквей г. Енисейска и Енисейского уезда этого же времени упоминается Спасская деревянная церковь в Рыбинском остроге. В 1719 г. попом Спасской церкви Рыбинского острога был Андрей Кузьмин сын Свешников, 41 года… Когда именно была построена в Рыбном остроге церковь, неизвестно, но это произошло не позднее 1683-1684 гг.
До 1850 года на Рыбинском утёсе стояла церковь в деревянном исполнении. Несколько раз за это время она горела, восстанавливали. Этому свидетельствуют архивные документы.
В 1855 году начинает действовать вновь восстановленная после пожара уже каменная церковь Рыбинского Спаса на Ангаре. Не случайно построение каменной церкви относится к середине 19 века. На это время приходится расцвет золотодобычи в Южно-Енисейской тайге. Рыбное было перевалочным пунктом между приисками Южно-Енисейской тайги и внешним миром, здесь сходились дороги из Канска, Енисейска и Красноярска. Естественно, что в Рыбном активно развивалась экономическая жизнь. По воспоминаниям старожилов, в Рыбном было 18 питейных заведений, около десяти двухэтажных домов состоятельных рыбинцев, купцов. Именно этот социальный слой рыбинцев и выступал меценатами. Благодаря им были собраны средства для строительства каменной церкви. Она строилась около десяти лет. Стиль, в котором было выполнено каменное здание церкви, относится к сибирскому барокко. В этом стиле выполнено большинство храмов и церквей Енисейска. Богучанская церковь, которая была построена в это же время, была близнецом Рыбинского Спаса на Ангаре.
Эта белостенная церковь стала символом благополучия и стабильности Приангарья. Она собирала под своими сводами жителей близлежащих деревень Бельска, Зайцева, Пашино, Денисово, Сметанино, а по большим праздникам и мотыгинцев. Жизнь каждого прихожанина начиналась и заканчивалась в церкви.
С 1855 до 1927 года колокольный звон белостенной красавицы распространялся далеко по водной глади Ангары. Старожилы говорили, что в безветренную погоду колокольный звон можно было услышать даже в Каменке – деревне Богучанского района.
В 30-х годах в Рыбном встал вопрос о строительстве телятника, естественно, что сразу же решили разобрать церковь, где кирпич был очень хорошего качества. Но как ни старались местные активисты, закладывали взрывчатку под фундамент, расшатывали стены трактором, - церковь оставалась непоколебимой: строители знали секреты прочной кладки. При строительстве церкви в раствор, которым скрепляли кладку, добавляли яичный желток. Сколько всего куриных яиц было использовано при строительстве церкви в Рыбном, история умалчивает.
Одна из местных легенд рассказывает о том, что вся золотая церковная утварь Рыбинского Спаса была собрана в мешок и брошена в прорубь на середине реки Ангары, где глубина достигает более 10 метров. Колокола разбиты, кресты сбиты… В опустошенном храме был устроен сельский клуб, затем зернохранилище.
Но телятник так и не построили. Не потому что кирпича не добыли, а потому, что ни одного целого из развалин церкви не удалось извлечь. Некогда прекрасный храм, который украшал ангарские окрестности своими белоснежными стенами, позолоченными куполами, колокольным звоном, который в безветренную погоду разносился по водной глади на десятки километров, также медленно исчезал, как и строился. Через десять лет после начала варварского похода иконоборцев последние развалины были сброшены с утеса трактором в Ангару. До сих пор весной, после ледохода, когда уровень воды в реке падает, под Рыбинским утёсом можно увидеть остатки кирпичей и массивную гипсовую плиту с церковного кладбища.
Одна из легенд о церкви повествует о том, что до сих пор в глубине утёса сохранился подземный ход, который был сделан строителями церкви, и ведёт он от западного берега Ангары до ближайшего леса, за деревней. О том, как туда проникнуть, знали все служившие в церкви священники. Но тайну эту, к сожалению, унесли с собой в мир иной. Нескольким женщинам удалось вынести целыми иконы, в течение долгих лет святыни были сохранены в домах, в укромных местах, и когда в Мотыгино открывали церковь Святого Георгия, прихожане из Рыбного отдали сюда сохранённые реликвии – несколько очень старых икон.
В народе существует поверье: то место, где находилась церковь, и осколки церковных кирпичей обладают чудотворной силой, могут исцелить, очистить, если к ним прикоснуться рукой или хранить такой кусочек у себя…»
Символом Мотыгинского района можно смело назвать – Рыбинский утес. Вы не раз бывали и видели какое это красивое место и какая панорама открывается с него.
Именно с Рыбинского утеса начинается история не только села Рыбное, но и всего нашего района.
Здесь впервые в 1628 г. ступила нога русского человека. Это был отряд из 30 енисейских казаков во главе с атаманом Петром Бекетовым.
Они высадились ниже устья реки Рыбная и в 110 км. от устья Ангары в самом узком ее месте на мысе « Кровавый камень». По преданию на этом месте происходили кровавые схватки между русскими и тунгусами в первые годы продвижения русских в Сибирь. Не хотели миром местные князьки отдавать свои владения, часто нападали и убивали казаков. И решено было ставить острог – военное укрепление. Из отряда оставили 10 чел. Остальные пошли дальше вверх по Ангаре, в места, где проживали буряты.
Рыбинский острог имел двойной ряд линии обороны, сложенный из круглых бревен с заостренными краями. Бревна вкапывались в землю в длину и плотно подгонялись друг к другу. Стена имела форму полукруга, общей длины более 100 м, концы которого упирались в обрывистые берега. Высота стен достигала более 5 метров. Бревна устанавливались плотно так, что ладонь не могла протиснуться внутрь. На юго- западе находилась въездная башня, бойницы которой были направлены в сторону п. Первомайск, где находились в то время владения непокорного и воинственного князя Тасея. Башня выполняла и караульную функцию. Приезжающие заходили в массивные ворота под башней, ворота на ночь запирались.
До холодов были построены церковь, изба воеводы, хлебный и пушной амбары, изба для заложников.
Вслед за казаками пришли крестьяне, в остроге сначала они жили в землянках, затем за острогом построили несколько изб, расположились пашни. Земли были плодородные, крестьяне получали хорошие урожаи.
После возведения острога не было зафиксировано ни одной стычки с тунгусами. В течение 17 в. все роды были объясаченые ( платили ясак – дань, пушниной). Большая часть тунгусов крестились и постепенно растворились в русской культуре. Последние выходцы из этих родов встречались еще в 30 г. в районе станции Тайшет Новосибирской области. Лишь малая часть тунгусов откочевала на север.
По мере увеличения жителей в деревне удлинялись улицы, строились дома. Это были дома пятистенки из толстых бревен, рубленых топором, с двойными полами, окнами из слюды. Вокруг усадеб разбивались огороды и пашни. Жители привыкали к суровой сибирской природе, занимались крестьянским трудом. В 30 г. 17 в. в Рыбном насчитывалось 16 дворов.
Рыбинский на Ангаре Спасский приход существует с начала 18 века. Приход расположен по обеим сторонам р. Ангары на протяжении 50 в. , в гористой и таежной, но здоровой по климату местности. Село Рыбинское находится от Красноярска в 400 в., от Енисейска в 180 в., от пароходной пристани в с. Стрелковском в 120 в., от врачебного пункта в Казачинском в 180 вер. В селе имелось почтовое отд. и волостное правление. В приходе семь деревнь: Бельская в 4 в., Мотыгина в 12 в., Кокуй в 37 в., Зайцево в 12 в., Пашенная в 7 в., Денисова в 3 в., Сметанина в 12 в. Сообщение с деревнями затрудняется Ангарой. Церковь в с. Рыбинском каменная, двухпрестольная с пределом во имя ап. Петра и Павла, построена в 1801 году на месте сгоревшей деревянной церкви. Библиотека при церкви небольшая. Летопись ведется с 1855 года. в церковном архиве имеются две грамоты Митрополита Павла Тобольского от 1760 и 1763 г. и две грамоты Архиепископа Тобольского Варлаама от 1797 и 1801 г. В д. Мотыгиной имеется молитвенный дом с алтарем, построен в 1882 г., а в д. Пашенной часовня, построена в 1914 году. Церковные школы имеются в с. Рыбинском и в д. Мотыгиной. В селе имеется и министерское училище. Из гражданских учреждений в Рыбинском имеются мировой участок, почта и кредитное товарищество. Причт состоит из священника с жалованьем в 300 р. И псаломщик с жал. В 100 р. Кружечных доходов причтом получается около 450 р. Дом имеется только для священника. Капитала причтового нет, церковного каптала 2600 р. Земли сенокосной 55 дес. Населения 1063 д. м. п. и 1067 д. ж. п., в том числе 4 католика, 7 магометан и 6 евреев. Занимается население земледелием, извозом, пушным и рыбным промыслом.
Рыбинский острог простоял более 100 лет и еще долго являлся форпостом для продвижения русских на восток. Постепенно утрачивая свое воинское назначение и разрушаясь.
Через с.Рыбное прошли многие знаменитые путешественники и землепроходцы:
1638 г – С.Дежнев проезжал через село по пути в Якутский острог, открыв пролив между Азией и Америкой.
1675 г. - посольство Николая Спафария в Китай, молдованин по происхождению, путешественник, просвещенный человек своего времени, дипломат, ученый, писатель. Возглавлял русское посольство в Пекине. Отмечал в своих дневниках деревни Плеханову, Маркову, Белоглазову, Рыбинский острог с церковью и жилыми домами …… всего 10 дворов, дальше тунгусские юрты и казачьи зимовья.
Посещал Рыбное Ребров И.И. – русский землепроходец, полярный мореплаватель, спустился по р. Лене морем достиг р. Яну и Индигирку.
- Поярков В.Д. – русский землепроходец 17 в. , руководил экспедицией которая достигла устья Амура.
- Хабаров Е.П. – русский землепроходец совершил ряд походов в Приамурье.
- Витус Беринг – датчанин, мореплаватель, офицер русского флота, рукововодил 1 и 2 Камчатской экспедициями, достиг Сев.Америки , открыл ряд островов Алеутской гряды.
- братья Лаптевы – русские мореплаватели, участник Камчатской экспедиции.
- протопоп Аввакум – глава и идеолог церковного раскола, писатель.
Рыбинский острог процветал пока действовал Великий торговый путь Россия – Китай. На Ангаре стал формироваться таежный ( ангарский) тип хозяйства – соединив в себе земледелие, скотоводство, охоту, рыболовство. Наши деды не только приспособились к суровым природным и климатическим условиям, но и создали стабильные зажиточные хозяйства.
Отсутствие женщин вынуждала казаков и крестьян на смешанные браки с тунгусами, которые способствовали формированию нового этнического типа жителей ангарских поселений – черноволосые до глубокой старости, хорошо приспособленные к суровому сибирскому климату.
Проезжавшие в 18 в. ученые- академики Гмелин и Миллер плыли по Ангаре из Иркутска. В записках упоминается « Рыбинский острог – острог круглый, к речной стороне открытый, на юго- западе башня. В остроге церковь, 3 хлебных амбара, частный дом. За острогом правление и 16 жилых изб. Отметил природную сообразительность и развитость ума, любознательность жителей острога.»
В сер. 18 в. был построен Московский тракт проходящий через Ачинск, Красноярск, Канск, Иркутск, - центр сообщений торговых и деловых путей перемещается из Енисейска в Красноярск. Торговый путь по Ангаре утратил свое назначение и населенные пункты стали хиреть. Жизнь в Рыбном и Мотыгино затихла. Приток новых переселенцев прекратился, население как бы законсервировалось и перешло на натуральное хозяйство. Впоследствии появилась особая ангарская культура – ангарцы. Характерные черты – своеобразный язык, обряды, ремесла, уклад жизни. Еще сегодня можно слышать оригинальный ангарский говор. В краеведческом музее есть словарь ангарского языка.
Только открытие золотых россыпей в Приангарской тайге в 30 г. 18 в. позволило оживить Нижнее Приангарье. Были основаны новые населенные пункты и расширились старые. А начиналось так, канский купец Машеров на реке Шаарган в зобу глухаря нашел золото , а немного погодя найдено россыпное золото где и был открыт первый прииск Петропавловский, принадлежавший екатеринбургскому купцу Рязанову на прииске было добыто 10 т. золота.
Начались массовые поиски золота по всем рекам района – на Удерее, Ангаре, Мурожной, Рыбной. В это время близ Рыбного насчитывалось 9 селений с 802 души муж. пола.
Второй всплеск лихорадки дал прииск Спасский на р.Пяскина и открыт прииск Крестовоздвиженский ныне п. Партизанск в верховьях Мурожной и пр. Александро – Ивановский, позднее Гадаловский, ныне Южно-Енисейск.
Со Стрелки в Ю.-Ен. Тайгу через Кулаково, Сметанино, Денисово, Рыбное, Асташевск был проложен зимний путь. Позднее появилась знаменитая климовская дорога. Большая часть сдаваемого золота текла в г. Енисейск. Город приобрел славу города-сказки, золотопромышленники щедро жертвовали на церкви, устраивали безудержные кутежи. Всколыхнулась жизнь в Рыбном и близ лежащих деревнях. Село « раздобрело». Жители гоняли « ямщину», т.е. возили на прииска товары, оборудование, продукты, фураж. Стали процветать такие ремесла –санное, тележное, кирпичное, смолокуренное, гончарное, бондарное, лодочное.
В 1850 г. в Рыбном на пожертвования богатых мужиков была построена кирпичная церковь – двух престольная с пределом во имя апостолов Петра и Павла. На ней было 10 колоколов звон слышен был до Кукуя, при ней была библиотека. В это время в Рыбном было 18 кабаков с заезжими дворами, более 20 лавок, до 10 двухэтажных купеческих домов. Улицы вымощены камнем. Большинство домов строились на городской манер с подъездами.
На улицах было оживленно. Зимой Рыбное кишело приискателями, они спускали кабатчикам все до нитки, если оставались живы весной снова возвращались на каторжные работы. В это время в Рыбном насчитывается более 50 дворов, в Мотыгино 38. К концу 1893 г. было в Рыбном 77 дворов, 388 жителей.
В 1907 г. в Рыбное приезжает ссыльный революционер В.П. Стародубцев с семьей. Именно он считался первым учителем и основателем школы для детей на Ангаре. По воспоминаниям старейшего жителя Пашино Никанора Родионовича Потапова – уроженца с.Рыбное. Его учил ссыльный поляк Адам Андреевич Избинский. Училось от 6-10 ребят, занимались в конюховской, принадлежавшей отцу Потапова. Дети сидели за грубо сколоченным столом, на скамейках, на стенах висела сбруя и конская упряжь. Бумаги не было писали на грифельных досках, которые брали за большую плату у рыбинского попа. Учитель харчился( питался и жил) неделю у одного, потом у другого ученика. Позже открыли церковно- приходскую школу, помещение арендовали, дрова, керосин все покупали сами и платили учителю. В школу ходило 10 -12 чел, за которых могли заплатить родители.
1908 г. в Рыбном была почта, лавка купца Суслова, каменная церковь и стоял отряд казаков.
1913 г. – открылось новое 2-х классное училище, после его окончания можно было поступить в Красноярске в гимназию. Это было доступно детям богатых жителей. В этом году насчитывается 51 двор и 261 житель, а Рыбное именовалось казенным селом Енисейского округа.
Бурные события происходили на этих берегах в гражданскую войну 18 -20 г.г.
Весной 18г. в Рыбное прибыли белые, карательный отряд которых разгромил ревком, крестьян пороли, расстреляли 6 членов Совета. В начале 19г. из крестьян был сформирован партизанский отряд против банды Валькова. Через некоторое время дополнительно влились рабочие с Ю.-Е. приисков и в течение 3 дней очистили все прииски от бандитов. В отряде насчитывалось более 3 тыс. человек. В мае 19 г. командованием белых было решено покончить с партизанами. Из Красноярска прибыло 3 отряда под командованием Ромера и Валькова. В результате карательных действий были сожжены Кулаково, Кондаки, Сметанино, захвачено Рыбное. В июне в Мотыгино прибыл отряд карателей под командованием Ситникова. Были арестованы – Панов, Пономарев, братья Потаповы. Они были вывезены в Рыбное и расстреляны. В январе 20 г. по Ангаре отступали отряды белых в сторону Иркутска. Партизаны нанесли несколько сокрушительных ударов. Так закончилась гражданская война в Нижнем Приангарье.
Началось восстановление затопленных драг. Тысячи тонн необходимых грузов доставлялись в Рыбное на самодельных лодках – дощаниках.
Первой общественной формой ведения хозяйства в районе является коммуна « Верный путь». Которая была создана в Рыбном в 1929 г. по инициативе комсомольской ячейки. Устава коммуны не было, молодежь сама решала как жить. Жили коммунары в пустующем поповском доме все вместе.
Председатель – Вл. Рычков.
Завхоз - Ал. Безруких.
Агроном – Б. Мутовин.
На ссуду купили 2 сеялки, 2 жатки, сенокосилку, грабли, жеребца. Было 4 лошади и 3 коровы. Создание коммуны послужило началом коллективизации в нашем районе.
В конце 1929 г. на основе коммуны создан колхоз, затем в Денисово, Зайцево и Мотыгино. Колхозы существовали до 1963 г. потом слились в подсобное хозяйство « Решающей» и «Чистяки».
В 1930 г. открыта школа 7-летка в Рыбном. Первые учителя Ферапонтовы Иван Семенович Любовь Николаевна.
В 1931 г. по реке в Рыбное были привезены сотни ссыльных на строительство дороги Мотыгино – Южно- Енисейск, Раздолинского сурьмяного комбината, заготовку дров для драг, расчистки земель в урочище Гребень, строительство животноводческих ферм в Решающем.
Осенью 1938 г. впервые в истории России все дети нашего района 8-9 лет пошли в школу.
С началом Отечественной войны 1941-1945 г.г. во всех поселках были организованы курсы по изучению военного дела. Все жители района помогали фронту ежедневно на фронт отправляли от 30 – 100 посылок.
На протяжении военных лет действовали курсы по подготовке автоматчиков, пулеметчиков, минометчиков, танкистов. Все 4 военных года жители района собирали денежные средства, теплые вещи для фронта.
Посмотрите на свой поселок, пройдите по его улицам – он живет, работают люди, растут дети. А на утесе стоит крест – символ прошлого и памятник партизанам, людям которые отдали жизни за то, чтобы мы жили и помнили о тех кто строил наши поселки, жил в них и хранил историю которую забывать нельзя.